В этой статье мы ответим на вопрос в какой конфессии больше сексуальной свободы и как не нарушить церковные догматы, при этом не ограничивая себя в сексе.
Впервые о проблемах в половой сфере верующих людей заговорил немецкий гинеколог Эберхард Шетцинг. Проведя исследование ещё в 50-х годах, он пришёл к выводу, что в воцерковленных семейных парах чаще встречается импотенция и безразличие к сексуальной жизни. Кроме того, пациенты поголовно испытывали чувство вины за свои сексуальные желания. Всё это приводило к понижению либидо и как следствие отсутствию секса в браке.
Исходя из этого ясно, что божественный образ в религии напрямую влияет на нашу сексуальность. Эту тему подробно раскрыл польский психолог Анджей Моленда в книге «Роль образа бога в возникновении экклезиогенного невроза».
Каждый трактует священные тексты в силу своего мировоззрения. Религиозный человек читает писание, как список запретов, которые относятся в том числе и к сексуальности. В первую очередь, такими людьми считывается образ карающего бога, который за малейшее прелюбодеяние угрожает вечными муками в аду.
В книге Анджей Моленда вводит понятие «инфантильной религиозности». Женщины чаще мужчин поверхностно считывают сексуальные запреты священных книг. Это и приводит к инфантилизации религии. Поэтому переступив сексуальную черту, описанную в церковных догматах, женщины больше подвержены чувству вины, нежели мужчины.
Чувство вины и неврозы, которые испытывает человек обращаясь к сексу, неразрывно связаны с религиозной регламентацией всех аспектов жизни человека. В особенности сексуальной. Сюда относятся известный запрёт на секс до брака и контрацепцию, наделение демоническими свойствами менструации и жёсткое ограничение поз для секса. Все эти установки из века в век передают христианство, иудаизм и ислам.
Видение секса в Священных Писаниях
Ограничение сексуальной жизни религией появилось ещё до образования известных конфессий. Так африканские и австралийские племена поставили запрет на гомосексуальную связь. Древние семитские племена сделали сексуальные ограничения общепринятым фольклором, который перерастал в священные тексты. С течением времени, устои в сексуальной сфере менялись и богословы интерпретировали писания для новых поколений иначе.
Всё это происходило задолго до Нового Завета и тогда ещё священные тексты поддавались трактовке. Письмена Нового Завета и Корана чётко регламентируют сексуальную жизнь верующих людей. В Коране прописаны запреты на секс вне брака, анальное проникновение, секс во время месячных, а также секс в дневное время, когда идёт Рамадан и паломничество в Мекку. В других ситуациях возможны трактовки, в которых упражняются богословы и теологи по сей день.
Иудаизм также уделяет в фундаментальных текстах большое внимание половой жизни прихожан. Первая же заповедь в Торе гласит: «Плодитесь и размножайтесь». Заповедь ведёт к сексуальному раскрепощению евреев, однако, иудаизм также полон запретов. Например, женщина перед сексом обязана делать омовение в специальном резервуаре — микве. Однако, несмотря на список ограничений, в исламе и иудаизме секс — норма, если все правила соблюдены.
Чего не скажешь о христианстве. Отношение к половой жизни в христианстве складывалось иначе. Первый учитель христианства Иисус Христос сделал не много заявлений, касающихся половой жизни последователей. Единственное, что он запретил — разводы. Остальные табу и догмы описаны только в текстах апостола Павла. Например, в Послании к Коринфянам, главе 6 звучит запрет на гомосексуальную связь: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». Сексуальные табу достигли своего апогея в Средние века. Тогда и сформировался строгий свод правил, с помощью которых священнослужители стремились к полному контролю прихожан. Только во время Реформации давление на половую жизнь ослабилось и жизнь обывателей стала свободней.
Постыдное удовольствие
Иудаизм и ислам всегда наделял секс двумя функциями: как способ продолжение рода и возможность супругов сблизится в своё удовольствие. В Ветхом Завете также восхваляют сексуальную связь супругов: «О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! О, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!» («Песнь песней» Соломона). Однако, христианство придерживалось более строгих догматов. Понятие секса, как первородного греха, впервые появилось в работах Аврелия Августина. В IV веке он первый выдвинул трактовку секса, как причину изгнания из рая Адама и Евы.
Позже христианство приобрело статус официальной религии Римской империи. Учёные и богословы Рима занялись активным изучением основополагающих текстов и трактовали их по-своему. Многие придерживались стоического философского учения, которое провозглашало победу духа над телом и призывало к аскетизму. Подобные речи стали кульминационными в развитии христианства, как асексуальной религии.
В иудаизме прихожанам не навязывают целибат. Воздержание, наоборот, воспринимается, как что-то специфическое и несвойственное традиционному течению. Раввины же часто заводят большие семьи и Тора поддерживает это. В христианском учении занятие сексом изначально рассматривалось, как уступок грешной природе человека.
Первым, кто стал говорить о воздержании, как благе был апостол Павел: «Хорошо человеку не касаться женщины, но во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа». Одна в седьмой главе Первого послания к Коринфянам он добавил: «Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление». То есть христианское учение рассматривает целибат как поведение достойное высшего одобрения.
В Ветхом Завете, (Исход, глава 21) прописано утверждение, что муж обязан в первую очередь доставить удовольствие жене, а затем уже принять благодарность от неё: «(Мужчина) не должен лишать её пищи, одежды и сожительства с нею, а если он сих трёх вещей не сделает для неё, пусть она отойдёт даром, без выкупа». Исходя из этого, легитимной причиной для расторжения брака может стать сексуальная неудовлетворённость жены. Некоторые исследовали сходятся во мнение, что уже 2 тысячи лет назад в иудаизме укоренилось понятие о сложном устройте женской сексуальности, в отличие от мужской. Например, известный американский раввин Шмуэль Ботеах, утверждает, что первая обязанность мужа довести жену до оргазма, а зачем уже самому переключаться на собственное удовлетворение. Это мнение зародилось в связи со стереотипом, что только так женщина в состоянии зачать мальчика.
Всё из-за спермы
В современном мире главными поборниками незащищенного секса выступают монотеистические религии. Они же выступают против абортов. Следуя канонам Римско-католической церкви, прервавшую беременность женщину отлучали от возможности причастия. Только в 2016 году римский папа Франциск снял этот запрет и поручил священникам отпускать грех, связанный с абортом.
Причины тотально отрицая абортов и контрацепции известны. Этими действиями человек лишает секс репродуктивной функции, концентрируясь на удовольствия и превращая секс в утеху. В иудаизме же это вовсе перечёркивает первую заповедь «Плодитесь и размножайтесь». С течением времени, каноны стали менее жёсткими. Нынешняя Православная церковь рассматривает презервативы как вынужденное средство для защиты, но всё так же категорична по отношению к абортам. Поэтому спирали и противозачаточные находятся под запретом, так как эти средства сходны с абортом.
Иудаизм же, напротив, выступает за использование таблеток или спиралей. Ортодоксальные евреи не пользуются механическими противозачаточными средствами, так как это преграждает попадание спермы во влагалище, что по их законам считается грехом. Гормональные же препараты никак не ограничивают проникновение, что считается нормой в половом акте пары. Однако, препятствовать беременности разрешается только на ограниченное время. Поэтому под запретом стоит перевязывание фаллолиевых труб и вазэктомия. Однако, бытует мнение, что для выполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь» достаточно иметь детей двух полов.
На отказ от беременности Коран отвечает так: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами» (Коран, аль-Исра 17:31). Коран запрещает аборты, но богословы придерживаются мнения, что контрацепция в первую очередь выступает, как средство для сохранения здоровья женщины. Но такие причины, как бедность или отсутствие жилья не оправдывают отказ от ребёнка.
Римско-католическая же церковь за всю историю существования не допускала любые виды контрацептивов. Даже в наше время Католическая церковь хоть и смягчила отношение к презервативам, но также осуждает их применение. Закрыть глаза на применение контрацепции церковь заставил рост эпидемии СПИДа в католических регионах Африки.
Истоки гомосексуальности и табу католицизма
В Средние века Католическая церковь стремилась к тотальному контролю над интимной жизнью прихожан. В то время запрещённым стал любой вид секса, кроме традиционного. В пример ставили миссионерскую позу, а под запретом стали: поза наездницы, собачья и секс стоя. Во время занятия сексом, мужьям даже не рекомендовали смотреть на жену. Этот жест вместе с миссионерской позой транслировали более высокий статус мужчины над женщиной.
Церковь всячески взывала к стыду и пыталась свети секс исключительно к функции зачатия. Поэтому сексом начали заниматься только ночью, как чем-то постыдным. Ислам же относился к сексу более снисходительно. На этот счёт в энциклопедии хадисов «Бихар аль-анвар» мудрецы завещали: «Нежелательно вступать в интимную близость во время восхода и заката солнца». Однако ислам также не обошёл табуирование секса стороной. В хадисах запрещён анальный секс, так как практика идёт против естества и способна травмировать женщину. Конечно же, анальный секс связывали с гомосексуальностью, которая была под запретом.
Гомосексуальность — одно из главных табу в религиозном видение секса. Религия рассматривает гомосексуальность, как девиацию и порицает любое обращение к ней. Такого мнения придерживаются все конфессии. Однако стоит вспомнить, что ещё в античности однополая связь не была под запретом, а даже являлась ярлыком высокого социального статуса, если мужчина участвовал в ней по любви и в активной позиции.
Скорей всего к зарождению гомофобии привело нарушение первой заводи иудаизма: «Плодитесь и размножайтесь». Табу прижилось и в других религиях, так как существенная доля богословов вышли из иудейской культуры. В христианство же запрет на однополый секс принёс апостол Павел.
Рабби Йоханан бен Дахабай говорил: «Дети рождаются хромыми оттого, что их родители „переворачивают стол“, немыми, потому что те целуют „это место“, глухими, поскольку те разговаривают во время полового акта, слепыми, если те смотрят на „это место“». Вавилонский Талмуд запрещает диалог во время секса, собачью позу и куннилингус. Помимо того, в этом изречении запрещается смотреть на вагину. Однако другие толкователи считают, что некая сексуальная свобода нужна для своевременной эякуляции во влагалище.
На сегодняшний день сексуальная жизнь конкретного иудея зависит от его раввина и степени ортодоксальности семьи. За последние годы у раввинов появилась тенденция к расширению сексуальной свободы последователей. Американский раввин Шмуэль Ботеах сторонник разнообразия в сексуальной жизни и призывает иудеев пересмотреть взгляды на оральный секс и попробовать секс-игрушки. Впрочем, некоторые табу, например, запрет на секс во время менструации он находит такими же актуальными и мудрыми, как и II века тому назад.
О влиянии иудаизма на отношение к овуляции
Тора гласит: «Когда у женщины бывает обычное кровотечение, она нечиста семь дней, и всякий, кто коснётся её, станет нечист до вечера» (Левит 15:19-30). Иудаизм запрещает в период овуляции женщины прикасаться к ней и тем предметам, на которых она сидела. Запрет на совокупление в этот период чётко прописан в священных текстах ислама и иудаизма. Но в христианстве прямого запрета на это нет.
Новый Завет переосмысливает понятие «чистоты» в моральном отношении. Например, Мефодий Олимпийский утверждал, что Иисус очистил каждого христианина, взойдя на крест, поэтому в христианском учение понятие о скверне неактуально. Климент Александрийский поддерживает высказывание и добавляет, что предписанное омовение перед сексом в Торе необязательно для христиан: «Господь очистил верных через крещение для всех брачных отношений». Однако со временем табу на менструацию вернулось. Исследователи христианства всё чаще обращались к Ветхому Завету, где табу прописано. А в России оно укоренилось ещё сильней, в связи с фундаментальными языческими традициями.
Иудеи ввели запрет не только на секс во время овуляции, но и после. По окончании месячных ещё 7 дней супругам было запрещено заниматься сексом. «Муж слишком хорошо знает жену и устаёт от неё. Поэтому Тора запрещает ему её, чтобы она оставалась столь же желанной, как и в день свадьбы» (Нида, 316).
Но почему испокон веков кровь женщины считается нечистой? Дело в том, что в храм нельзя вносить кровь. Это подчёркивает современное православие, когда не допускает женщин к таинству в храме. Сюда же относится то правило, когда священника моментально лишают сана, если он пролил кровь человека. Поэтому истоки этого канона лежат не в сексуальной, а ритуальной сфере церковного служения.
Сексуальные ограничения в религиях накладываются и на время поста. Однако мусульманам позволено заниматься сексом в Рамадан, но только ночью. Также запрещён секс во время беременности и кормления грудью. Этот канон же пересекается с рекомендациями современных медиков, которые утверждают, что женщина может быть не готова к сексу из-за послеродовых травм. В христианстве запрет на секс относится ко всем постам начиная от Великого и заканчивая краткосрочными. В лучшем случае заниматься сексом разрешалось половину дней в году.
Путь к сексуальной свободе, через интерпретацию канонов
Если религиозный вопрос вызывает трудности, церковь советует обращаться к духовному наставнику, так как предписанные каноны дают волю для интерпретации. Но с помощью священных текстов, иногда можно и нарушить табу.
Возьмём, например, секс до брака. Это табу распространено во всех мировых религиях, однако, и его обходят с помощью договора о временном браке. Эту лазейку практикуют в исламе шииты. На период временного брака пара проводит время вместе и узнаёт друг друга поближе. В случае если им не понравится быть вместе, они вправе расторгнуть брак в любое время.
Временный шиитский брак называется «мут’a». С каждым годом он становится всё популярней среди студентов, которые не хотят вслепую выбирать спутника жизни, оставаясь в канонах ислама.
Заключив временный брак, партнёры подписывают контракт, где указывают условия отношений: длительность, наличие половой связи, место жительства и с какой периодичностью будут проходить встречи.
Такие практики приводят к либерализации конфессий. Религиозные запреты всё меньше влияют на сексуальную жизнь, а церковь становится более современной.
Шииты оправдывают временный брак ссылкой на пророка Мухаммеда. Он рекомендовал мут’a своим подопечным в затяжных путешествиях. Другую точку зрения на временный брак высказал праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб и запретил практику. Несмотря на это, в суннитских странах временный брак развивается и перерастает в другие формы: орфи и мисьяр. Орфи наиболее популярен в Египте.
Временный брак «орфи» заключается при помощи юриста. В контракте прописываются пункты о том, что пара отказывается от имущественных претензий и обязанностей. И хоть у супругов нет общего имущества, дети, рождённые в браке, считаются законными. А при рождении ребёнка муж обязан сделать подарок жене.
Некоторые религиоведы рассматривают временный брак, только как лазейку в суровых законах ислама для легализации проституции. В этом есть доля правды, так как мусульмане используют временный брак для сотрудничества с секс-работницами. Достаточно одного заполненного бланка, чтобы обезопасить себя от проблем с законом.
Временный брак мало что гарантирует женщине. Даже если документ хранится у юриста, он может быть уничтожен в любой момент. Мужчины пользуются этим, избегая ответственности перед рождёнными в браке детьми разрывая контракт. Девушкам заключивших временный брак приходится обращаться к юристам, чтобы доказать легитимность заключённых отношений.
Западные мусульманские страны более раскрепощены в сексуальной жизни. Всё чаще молодые люди нарушают табу на секс до брака, как и другие ограничения, навязанные Священными Писаниями.
Это же коснулось и иудаизма. До сих пор у евреев нет единогласного мнения о контрацепции. Однако то, что она допустима уже стоит, вне сомнения. К такому мнению религиоведы пришли, когда осознали, что здоровье матери — главный показатель здоровой нации. Ещё дальше шагнули протестантские общины. Всё чаще появляются священнослужители из ЛГБТ-сообществ, который доказывают своим примером, что гомосексуальность и церковь совместимы.